Меню сайта
Категории раздела
Портфолио [1]
Аналитическая информация [2]
Методические разработки [5]
Творческие работы учеников [1]
Разное [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » Методические разработки

Урок литературы в 11 классе

Урок - семинар

«Интерпретация образа Иуды в литературе ХХ века»

( «Иуда Искариот» Л.Андреева и  «Любимый ученик» Ю. Нагибина)


Цели:

- выявление архетипических черт исследуемого библейского образа, его трансформации в современных культурных текстах и символическую функцию образа Иуды в  истории культуры,

- определение характерных художественных особенностей в трактовке данного образа и элементов Евангелий в исследуемых рассказах Л.Андреева («Иуда Искариот»), Ю. Нагибина («Любимый ученик»).

Для реализации поставленных целей следует решить следующие задачи:
- определить, какие элементы Евангельской легенды об Иуде используют Л. Андреев в рассказе «Иуда Искариот» и Ю. Нагибин в рассказе «Любимый ученик»;

- проследить в исследуемых произведениях системы отношений между персонажами: Иуда - Иисус, Иуда – апостолы;
- сопоставить библейский образ Иуды с литературным его воплощением в произведениях Л.Андреева, Ю. Нагибина  с учетом домашнего плана работы с текстами:

1)портрет,  2) образ жизни,  3) увлечения, 4) действия, поступки, проступки, 5) речевая характеристика, пейзаж.

Этап 1.

Вступительное слово учителя.

Евангельская тема традиционна в мировой литературе. Уходя своими корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекала внимание многих философов, поэтов, писателей. Вопросы нравственно-этического характера делают Библию источником вдохновения многих писателей, а ее мотивы и образы входят в  круг самых популярных и важных тем русской и мировой культуры. «Евангельские персонажи, мифология позволяют оперировать образами масштабными, дают возможность расширить пространственно-временные рамки повествования и выйти за рамки социально-исторические в сферу этики, философии. Часто авторы сохраняют архетипическую связь с первообразными библейскими темами, но также существуют примеры, когда писатели «вступают» в соперничество с евангелистами, перетолковывают суть образа. Авторы разных эпох давали новые интерпретации Вечной книги, приспосабливая жизнь библейских героев к изменениям  в исторической обстановке.
Так, ХХ век, насыщенный кризисами, социально-политическими проблемами, является периодом, когда евангельская тема становится особенно актуальной. Современное состояние общества, атмосфера духовной жизни заставляют задуматься над многими «вопросами бытия»: что такое любовь, истина, ложь, предательство, вера. Этим и обусловлено частое обращение писателей именно XX века – века катастроф, массового уничтожения людей, обесценивания человеческой жизни – к образу Иуды, предавшего Христа всего за 30 серебреников ( стоимость одного раба в древней  Иудее).

Этап 2

Фронтальный опрос.

Первое, что всколыхнуло умы современников : другой Иисус. В  Евангелиях  образ  Иисуса канонический.  Что вы об этом знаете?

Не описывается внешний облик…Много нравоучений, проповедей…

Что изменил Андреев? Ответы учащихся  ( по дом . заданию).

Иисус больше напоминает обычного человека , есть портретные зарисовки, говорится о чувствах, которые он испытывает. Меняется речевая характеристика и пейзаж.

В живописи тоже есть такой опыт обращения к образу Христа. Иисус  художника Крамского больше напоминает простого земного  человека, чем  канонического  Иисуса. Соотнесите этот образ с андреевским.

Перекрестные сообщения по репродукции картины Крамского (этап осмысления темы через метапредметные связи)

Этап 3.

Учитель

И только потом читатель переживает потрясение от иного Иуды. Образ Иуды, одного из учеников Христа, вызывает неоднозначное отношение к себе на протяжении многих веков существования христианства. Традиционно Иуда Искариот ассоциируется с идеей предательства как в религиозной литературе, так и в сознании обычного человека. Однако в XX веке появились художественные тексты, где этот библейский образ осмыслялся по-новому. 
Проследим интерпретацию образа Предателя в текстах некоторых писателей XX века.

В Евангелии портретная характеристика Иуды полностью отсутствует. Это можно объяснить нежеланием апостолов конкретизировать образ. Внешнее описание, портрет сделали бы героя «живым», что могло бы вызвать сочувствие у читателей. А может быть, воссоздание зрительного образа Предателя вступило бы в противоречие с основной идеей Евангелий.

Портрет Иуды в произведениях Андреева и Нагибина.

1 ученик

В повести Леонида Андреева Иуда Предатель выделяется на фоне других учеников даже внешне. Андреев наделяет Иуду страшной, противоречивой внешностью. Сразу же бросается в глаза его череп, лицо: «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча  и вновь составленный, он явственно  делился на  четыре части и  внушал недоверие,  даже тревогу: за  таким черепом не может быть тишины и согласия, за  таким черепом всегда  слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На  другой же  не  было  морщин,  и  была  она  мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине  она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого  слепого  глаза.  Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но оттого ли, что рядом с ним был живой  и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту».

Образ Иуды у Андреева соотносится с традиционным представлением о бесе, нечистой силе, которых принято изображать в профиль, то есть одноглазыми, кроме того писатель подчеркивает, что один глаз у Иуды был слепой. Двойственная внешность Иуды тесно переплетается с поведением, поступками Предателя. Таким образом, автор через внешний облик передает внутреннюю суть героя. Андреев подчеркивает раздвоение в облике Иуды. В герое сочетается мертвое и живое. Темная сторона андреевского Иуды  – это притворное спокойствие, которое чаще всего проявлялось при общении с учениками, а «светлая» – это искренняя любовь к Иисусу. Интересная деталь: автор в тексте упоминает, что Иуда имел рыжий цвет волос. В мифологии это часто означает избранность богом, близость к Солнцу, право на власть. Андреев недаром присваивает герою именно этот цвет волос, ведь по рассказам Предателя всегда оказывалось так, что именно ОН будет первый возле Иисуса. Иуда искренне  верил в свою правоту и избранность, а главное он стремился к своей цели любыми средствами – предательство и стало способом приближения к Мессии. Кроме того, Иуда несколько раз «спасал» Христа от расправы толпы, проявляя воинственность.

2 ученик

Нагибин в рассказе «Любимый ученик» не описывает одежды, детали, особые черты Предателя. В отличие от Андреева, он дает меньше внешних характеристик своему герою. Автор склоняется к версии, что Иуда так прекрасен внешне и внутренне, что этому не нужны подтверждения. Он лишь упоминает о «смуглых, опрятных, будто не пристает к ним дорожная пыль», ногах Иуды. Известно, что апостолы, как и сам Иисус, часто ходили босиком по каменистым дорогам Палестины, поэтому сохранить ноги в хорошем состоянии было очень трудно. Автор даже через эту незначительную деталь старается подчеркнуть избранность Иуды, делает акцент именно на том, что он «любимый ученик» Христа. Нагибин сравнивает кудлатую голову Иуды с головой большого доброго пса. Традиционно собака ассоциируется с преданностью, верностью. Таким образом, автор проводит параллель: хозяин-собака и Иисус-Иуда.

 

Этап 4

Основная черта характера литературного Иуды

1 докладчик

Общая черта, которая встречается во всех текстах, – жадность Предателя. Все авторы описывают Иуду как вора, как человека, любившего деньги. В Евангелие Иоанн рассказывает случай, когда Предатель предлагает раздать деньги нищим, но в тот же момент апостол упоминает, что «сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» [Евангелие от Иоанна 12:6]. Следуя тексту Евангелия («…Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» [Евангелие от Иоанна 12:6]), авторы в своих произведениях «назначают» Иуду «апостольским казначеем». Но то, как Предатель тратит деньги, каждый писатель описывает по-своему.
Нагибин присваивает Иуде мешок с деньгами, но упоминает, что он  «был жалостлив и доверчив: не мог отказать в подаянии». В рассказе «Любимый ученик» автор наделяет своего героя добротой, состраданием, пониманием. Иуда обладает такими качествами, которые традиционно не присущи Предателю. «Собственных денег у Иуды почти не водилось, и он запускал руку в общую скудную казну. Все это знали, но молчали, уважая его безоружную доброту».

3 ученик

У Андреева, так же, как и у многих других авторов, Иисус «поручил денежный ящик» Иуде. Благодаря искусному обращению со своими делами «в скором времени Иуда заслужил расположение некоторых учеников, видевших его старания». Но, с другой стороны, автор контрастно изображает Иуду лживым, что явно отталкивает других героев от него. Предатель желает дурачить людей, ему доставляет это удовольствие. По Андрееву, Иуда «каждому умел сказать то, что ему особенно нравится» . Автор добавляет в текст описание прошлой жизни героя. «Свою жену Иуда  бросил давно…он много лет шатается бессмысленно в народе…и всюду лжет, кривляется…и вдруг  уходит внезапно, оставляя о себе неприятности и ссору. Детей у него не было, и это еще раз говорило, что Иуда - дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды». Таким образом, упоминание о прошлом героя добавляет дополнительные черты к его характеристике.
 

Этап 5

Взаимоотношения Иуды и Христа. Писатели по-разному представляют сюжетную линию Иуда Искариот – Иисус. Во всех произведениях эти образы являются ключевыми, но каждый автор трактует их по-своему.

Учитель

В Евангелиях Иисус имеет двенадцать апостолов. Иуда Искариот является одним из учеников Христа, который и предал Его. В Евангелие от Иоанна, единственном, делается попытка объяснить этот проступок: именно деньги стали причиной предательства Иуды, но существует мнение, что «пойти против» Иисуса мог любой из апостолов. Ведь когда  Христос говорит, что «один из вас предаст Меня», они все хором говорят: «Не я ли?». Любой из них мог совершить этот проступок. Каждый имел какие-то сомнения, вероятно, каждый из них был не до конца уверен в своей преданности  учителю, его учению. Но любовь к деньгам стала самым сильным искушением. Именно поэтому библейский  Иуда и становится Предателем.

Кульминация предательства в Евангелии - эпизод, в котором Иуда своим поцелуем указывает на Иисуса, помогая стражникам без труда отыскать его. Иуда делает это без смущения и мучения. Но парадокс - после казни Христа Иуда раскаивается: он прилюдно признается в своем грехе и отказывается от 30 серебреников.

1 докладчик

Отношения Искариота и Иисуса в произведении Андреева остаются загадкой, происходит соединение прекрасного и безобразного. Парадоксально то, что Андреев называет Иуду и Иисуса братьями:  «Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба, преданный и предатель, и огненная влага одинаково опаляла чистые и нечистые уста». В повести Андреева Христос любил Иуду так же, как и других апостолов. Даже когда они перестали общаться, Христос «часто взглядывал на него ласковыми глазами, улыбался  на некоторые его шутки, и если долго не видел, то спрашивал: а где же Иуда?».  Иисус, по мнению Андреева, старался скрывать чувства к нему, но всегда переживал за своего ученика, незаметно помогая Иуде. Предатель чувствовал это и старался быть все ближе и ближе к Иисусу, но внешняя холодность Христа по отношению к нему  все же задевала Искариота: «Почему он не с Иудой, а с теми, кто его не любит? …Я дал бы  ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду! А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда».
 В рассказе «Иуда Искариот» героем двигала зависть к чистоте, невинности Иисуса и ревность к другим ученикам. Предатель любит учителя и стремится доказать Христу свою правоту. Андреев пишет о том, что именно провокации, отношения с другими апостолами заставили Иуду обмануть всех и отдать в руки служителям «невинного».

2 докладчик

Совершенно иные мотивы этого поступка у Иуды в рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик». Писатель использует эпизоды библейского текста и не только обогащает их дополнительными подробностями, но и абсолютно меняет характер взаимоотношений между героями, да и сами герои приобретают совсем иные черты, нежели в первоисточнике.  Автор уже в самом названии произведения формулирует основную идею: отношения Учителя и его ученика задаются как особо доверительные. Нагибин делает Иуду любимым учеником Иисуса. Искариот любил  учителя «больше, чем Петр, Андрей, Иаков, даже сильнее, чем Иоанн». Иуда всегда понимал, чувствовал, что хотел сказать Иисус.
Иуда в рассказе Нагибина становится трагическим героем, который из-за любви к Иисусу исполняет повеление Бога - стать Предателем. Он предает Христа по его собственной просьбе. По мысли писателя, только беззаветно верный и любящий человек может пожертвовать своей жизнью и «добрым именем» ради другого. Мессия, объясняя свой выбор Иуде, говорил: «Ты станешь наособь, ближе всех ко мне, ибо возлюбишь меня сильнее жизни, чести и души спасения». Иисус знал: умерев, он искупит грехи человеческие. Это была воля Божья, против которой он не мог пойти. Но, по мысли Нагибина, Иуде требуется даже больше мужества, чем Иисусу, ведь, в отличие от Христа, у него нет надежды на прощение. Таким образом, Иуда здесь - соучастник и со-жертва Христа. Иисус заранее просит прощения у своего «любимого ученика»: «Иуда, лишь мы с тобой обречены бодрствовать в этот страшный канун, Иуда, брат мой и жертва, прости меня!» Иуда Нагибина не хотел его предавать - это была воля Господа, поэтому у Искариота не было выбора: «Я сделаю, как ты говоришь, Господи». Это было предательство во имя любимого Иисуса, во имя человечества, во имя будущего.

Вывод

Таким образом, мы видим следующие метаморфозы библейского Предателя в произведениях писателей XX века: это и один из апостолов, предавший Иисуса  из ревностной любви к нему; и любимый ученик, исполнивший волю учителя, мученик и жертва

Этап 6

Смерть Иуды

В описании смерти Иуды у Нагибина и Андреева  можно найти немало сходных черт.
В рассказе «Любимый ученик» Иуда стал Божьeй жертвой. Трудно назвать нагибинского Иуду Предателем. Его судьба была предначертана свыше. Ему оставалось лишь только пойти и сделать так, как сказал Господь. Предав любимого учителя, «Иуда выбрал в окрестностях Иерусалима молодую крепкую оливу,…взобрался по стволу до толстого, надежного сука, привязал к нему веревку, накинул петлю на шею, затянул до отказа и, прошептав возлюбленное имя, кинулся вниз». Иуда вызывает жалость и сострадание. Ведь даже в последние минуты своей жизни  «любимый ученик» произносит имя своего учителя – Иисуса.

Андреев описывает смерть Иуды «на горе, высоко над Иерусалимом». Речь героя, обращенная к умершему Иисусу, перенасыщена вопросительными предложениями: «Ты слышишь, Иисус? Теперь ты мне поверишь? Я иду к тебе. Я очень устал... Но, может быть, ты и там будешь сердиться на Иуду из Кариота? И не поверишь? И в ад пошлешь? Ну что же! Я пойду и в ад! И на огне твоего ада я буду ковать железо и разрушу твое небо. Хорошо? Тогда ты поверишь мне?» По Андрееву, за все свои злодеяния Иуда был брошен людьми «в глухой овраг, куда бросали дохлых лошадей, кошек и другую падаль». Но другой участи он и не мог ожидать, ведь никто не доверял Искариоту, дурному и лживому человеку, «не доверял его легкомысленным надеждам на трусость учеников и народа».
  На фоне пейзажа показан и момент вселения дьявола в Искариота. Когда Иуда весь свой огонь сосредоточил на Иисусе, Христос внезапно «словно поднялся в воздух, словно растаял и сделался  такой, как будто весь  он состоял  из надозерного тумана, пронизанного светом заходящей луны, и мягкая речь его звучала где-то далеко-далеко и нежно». Это повлияло на Предателя. И «вот  куполом почувствовал он  голову свою, и в  непроглядном  мраке  его продолжало расти огромное,  и  кто-то  молча  работал:   поднимал  громады,  подобные  горам, накладывал одну на другую и снова поднимал...».

После смерти Иисуса… Автор пишет, что земля в глазах Иуды стала маленькой и «всю ее он чувствует под своими ногами, смотрит на маленькие горы,  тихо краснеющие в последних лучах солнца, и горы чувствует под своими ногами, смотрит на небо, широко открывшее свой синий рот, смотрит на кругленькое солнце, безуспешно старающееся обжечь и ослепить,- и небо и солнце чувствует под своими ногами. Беспредельно и радостно одинокий, он гордо ощутил бессилие всех сил, действующих в мире, и все их бросил в пропасть». Возможно, Андреев называет пропастью овраг, в который люди бросили «прекрасного» Иуду. В итоге, с Иисусом, а соответственно и с Искариотом, ушли все силы, действующие в мире.

Обсуждение с учащимися, резюмирование докладов.

Этап 6

Выводы

Итак, в результате сравнительного анализа, мы видим, насколько по-разному образ библейского Иуды воплотился в произведениях писателей XX века. Естественно, это является следствием того, что каждый автор, используя евангельские сюжеты и образы, преследовал свои творческие цели. Иуда каждого из них – воплощение совершенно разных авторских идей.

В рассказе Л. Андреева Иуда Искариот перевоплощается в человека, который настолько любил Христа и желал быть его первым учеником, что решился на предательство, только чтобы доказать свою любовь и избранность.
В «Любимом ученике» Ю. Нагибина Иуда тоже любит Иисуса сильнее всех апостолов. Но это любовь жертвенная, чистая, заставившая героя во имя Учителя забыть о своей жизни и спасении души.

Домашнее задание

Этап 7

Напишите  сочинение-эссе по уроку «Почему предал Иуда?» или

«Дневник Иуды»

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Методические разработки | Добавил: rej-man (02.02.2014)
Просмотров: 3038 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz