Программа литературной мастерской «Православный литературовед-исследователь»
Пояснительная записка
Программа литературной секции «Православный литературовед-исследователь» является авторским модулем внеурочной деятельности по литературе для учащихся 9-11 классов и рассчитана на поэтапную реализацию в форме факультативных занятий в рамках клуба « Благовест».
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Данная программа составлена с учётом преемственности с государственной Программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, закладывающей основы литературного образования.
В ходе изучения русской литературы в старших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне литературного произведения, на закономерностях литературного процесса и творческого пути отдельных авторов. Однако при этом, возможно из-за соображений светской этики, не всегда учитывается глубинная связь некоторых литературных явлений с христианской философией и мировоззренческой концепцией автора как православного человека. Именно этот аспект и стал основой предлагаемой программы. Многие произведения из программы по литературе переосмысливаются с позиций православной этики и традиции. Следует заметить, что учащимся старших классов для выражения своих суждений по поводу прочитанного часто недостает владения филологическим метаязыком, аппаратом теоретико-литературных понятий. Все это препятствует развитию читательской интуиции. Данная же программа способствует повышению общей культуры ученика-читателя и развитию культурологических и филологических компетенций.
Содержание программы:
№
|
Тема
|
Количество занятий ( по 30 минут)
|
Рекомендуемый класс
|
1
|
Введение.
Библия и русская литература.
|
1
|
9-11
|
2
|
Библия и русская литература 18 века.
Псалом 90 в переложении А. П. Сумарокова «Живый в помощи Вышняго»
|
1
|
9
|
2.1
|
М. В. Ломоносов как переводчик псалмов Давида.
Сопоставительный анализ стихотворения М. В. Ломоносова «Блажен, кто к злым в совет не ходит…» и Псалма 1.
|
1
|
9
|
2.2
|
Сопоставительный анализ стихотворения Г.Р.Державина « Истинное царство» и Псалма 1.
|
1
|
9
|
3
|
Библия и русская литература первой половины XIX века
В. А. Жуковский «Савл на дороге в Дамаск». Обретение веры.
|
1
|
9
|
3.1
|
А. С. Пушкин и христианские мотивы и аллюзии.
Сопоставительный анализ стихотворения А. С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный» и «Притчи о Сеятеле»
|
1
|
9-10
|
3.2
|
Мотив притч Соломона в стихотворении А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»
|
1
|
9-10
|
3.3
|
«Дар напрасный, дар случайный…» А. Пушкина и «Не напрасно не случайно жизнь судьбою мне дана…» митрополита Филарета
|
1
|
9-10
|
3.4
|
«Отцы пустынники и жёны непорочны..» - шедевр духовной лирики (поэтическое воплощение молитвы св. Ефрема Сирина)
|
1
|
9
|
3.5
|
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Татьяна по-христиански кротка и смиренна, а Онегин – «блудный сын»
|
2
|
9
|
4
|
М.Ю. Лермонтов и христианские мотивы и аллюзии.
Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…) М. Ю. Лермонтова – покаянная молитва
|
1
|
9-10
|
4.1
|
«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою» М. Ю. Лермонтова - благородная мораль христианина
|
1
|
9-10
|
4.2
|
Молитва («В минуту жизни трудную…») М. Ю. Лермонтова – моление душевно просветлённого христианина
|
1
|
9-10
|
4.3
|
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Печорин – раб своих страстей. «Притча о зарытом таланте» Мф., 25; 14 – 30. Гордыня Печорина. «Притча о сеятеле»
|
2
|
9
|
5.
|
Н. В.Гоголь и христианские мотивы и аллюзии.
|
1
|
9-10
|
5.1
|
Отражение в цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" христианско-языческого двоеверия. Христианская модель мира как основа замысла "Мертвых душ".
|
1
|
9
|
5.2
|
Христианская модель мира как основа замысла "Мертвых душ".
|
2
|
9
|
6
|
Из литературы второй половины 19 века.
Библия и русская литература. Христианские мотивы.
|
1
|
10
|
6.1
|
Ф. М. Достоевский и христианские мотивы и аллюзии.
"Написать роман об Иисусе Христе" – мечта Достоевского.
|
1
|
10
|
6.2
|
Христианская символика романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
|
2
|
10
|
6.3
|
Христианская концепция романа. Душа Раскольникова - "поле битвы" Бога с дьяволом.
|
1
|
10
|
6.4
|
Раскольников и Соня. Значение евангельского сюжета о воскресении Лазаря для понимания романа
|
1
|
10
|
6.5
|
Христианская концепция мира и человека в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».
|
1
|
10
|
6.6
|
«Дневник писателя» «Мальчик у Христа на елке». Аллюзии рассказа.
|
1
|
9-10
|
7.
|
Н. С. Лесков. Православный контекст произведений писателя..
|
2
|
10
|
7.1
|
Повесть «Соборяне». Жизнь русского духовенства в изображении Н. С. Лескова
|
2
|
10
|
7.2
|
Христианские легенды Н. С. Лескова
|
1
|
10
|
8.
|
Жанр рождественского рассказа в русской литературе
|
3
|
9-10
|
9.
|
Лев Толстой и православие: христианский и эстетический идеал писателя. Логика и противоречия.
|
1
|
10
|
9.1
|
Христианские мотивы и образы в романе-эпопее «Война и мир».
|
3
|
10
|
10
|
Христианский подтекст произведений А.П.Чехова
|
2
|
10
|
10.1
|
Евангельская основа рассказа "Студент".
|
1
|
10
|
11
|
Переосмысление христианских образов и сюжетов в русской литературе ХХ века
|
1
|
11
|
11.1
|
Евангельские образы в повести Л.Андреева « Иуда Искариот»
|
2
|
11
|
11.2
|
"Песнь Песней" - сюжетная и стилевая основа повести А. И. Куприна "Суламифъ". Образы Соломона и Суламифи.
|
1
|
11
|
11.3
|
Христианские архетипы в произведениях М. Горького. Христианский подтекст образов Ларры и Данко в рассказе "Старуха Изергиль
|
1
|
9-11
|
11.4
|
Христианские мотивы в образе Луки (пьеса М.Горького "На дне").
|
1
|
11
|
11.5
|
Особенности образов Христа, своеобразие библейского мотива рая в поэзии Н. С. Гумилёва ("Ворота Рая", "Две розы", "Рай" ).
|
1
|
11
|
11.6
|
Евангельская символика поэмы А. А. Блока "Двенадцать". Символика цвета, названия, композиции. Образ Христа.
|
1
|
11
|
11.7
|
Поэма А.Ахматовой «Реквием»: образ Богоматери как идейный центр произведения.
|
1
|
11
|
11.8
|
Христианские образы в лирической системе М.И.Цветаевой.
|
1
|
11
|
11.9.
|
Тема греховности в поэзии М.И.Цветаевой. Значение образа Магдалины для самораскрытия лирической героини.Своеобразие образа Георгия -Победоносца в трактовке М.И.Цветаевой ("Георгий-Победоносец")
|
2
|
11
|
11.10
|
«Любимый ученик» Ю. Нагибина: переосмысление евангельских образов и сюжета
|
2
|
11
|
12
|
Религиозные мотивы творчества Сергея Есенина.
|
1
|
11
|
12.1
|
«Черный человек» Сергея Есенина. Поэма покаяния.
|
2
|
11
|
13
|
Обращение к русской православной культуре в творчестве Б.К.Зайцева
|
1
|
9-11
|
13.1
|
Образ русского подвижника в книге "Преподобный Сергий Радонежский".
|
1
|
9-11
|
13.2
|
Святой Сергий Радонежский - нравственный идеал писателя.
|
1
|
9-11
|
14
|
"Евангелие от Булгакова". Философская линия в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".
|
1
|
11
|
14.1
|
Роль библейского сюжета в произведении. "Ершалаимские" главы романа.
|
2
|
11
|
14.2
|
Нравственно-мировоззренческое влияние образа Иешуа на героев произведения. Образ Понтия Пилата. Смысл спора между Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом.
|
1
|
11
|
14.3
|
Переосмысление евангельских тем и образов в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".
|
1
|
11
|
15
|
И.С Шмелев «Лето Господне». Образ православной России в романе.
|
2
|
9-11
|
15.1
|
Герой романа «Лето Господне» как воплощение евангельской метафоры: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное»
|
1
|
9-11
|
16.
|
Специфика религиозных мотивов в поэзии И. А. Бунина. Христианские мифы в стихотворениях "Из Апокалипсиса", "День гнева", "Сын человеческий»
|
1
|
11
|
16.1
|
Образ дореволюционной России в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Православная культура и быт жизни дворянской усадьбы.
|
1
|
11
|
16.2
|
Рассказ «Чистый понедельник». Православная культура и традиция как эстетическое и духовно-нравственное противопоставление действительности.
|
1
|
11
|
17
|
А. И. Солженицын как пример светской этики и православной идеологии
|
1
|
9-11
|
17.1
|
Публицистика А. И. Солженицына ( гуманистический пафос «Крохоток»)
|
1
|
9-11
|
18
|
Христианские образы в мировой культуре
|
1
|
9-11
|
18.1
|
Иисус Христос. Богоматерь. Иуда. Образы и аллюзии.
|
1
|
9-11
|
19
|
Библейские и евангельские образы в музыке, живописи, скульптуре и кино XX века.
|
3
|
9-11
|
Литература
1. Барская Е.А.Урок внеклассного чтения по главе «Пасха» повести И.С.Шмелева «Лето Господне». - Литература в школе. №2, 2003.
2. Безродный М.В. Из истории русского христианства.- М.: Логос, 1992.
3. Белая Г. Художественный мир современной прозы.М., 1983.
4. Библия. - М.: Российское библейское общество, 1995.
5. Бодрова Н.А. Творчество А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой в школьном изучении. - Самара, 1994.
6. Гаспаров В.М. Новый Завет в произведении М.А. Булгакова, литературные мотивы. Очерки русской литературы 20 века – М.: 1994.
7.Гулин А.В. Духовный путь Сергея Есенина. - Литература в школе. № 4-5, 2001.
8 . Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 1996.
9.Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.
10. Есаулов И. Мистика в поэме «Двенадцать» А.Блока. - Литература в школе. №5, 1998..
11. Залотусский И. А.Блок и русская классическая традиция 19 века. - Литература, №34, 1997.
12. Захаров В.Н. Художественно-философский мир Есенина. - Литература в школе. № 2. 2004.
13. Злочевская А.В. Роль мистико-религиозного подтекста в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Русская словесность. 2005, №5.
14. Иванов Н.Н. «Человек все может…лишь бы захотел» Пьеса А.М. Горького «На дне». - Литература в школе. №7, 2003.
15 . Калашникова Г.А. «Благослови… на путь и правды и любви…». Урок внеклассного чтения по стихотворению И.Бунина «Ангел». – Литература в школе. №12, 2006.
16. Калинин Ю.А. Библия : историко – литературный аспект. - Русский язык и литература в школах Украины, №3, 1989.
17. Карпов И.П. Жажда праведности. И.С.Шмелев. «Богомолье». - Литература в школе. №2, 2003.
18. Кирилова И. Литературное и живописное воплощение образа Христа. Вопросы литературы, № 4. - М.: Просвещение, 1991.
19. Колобаева Л. Концепция личности в русской литературе 19-20 веков. М.,1990.
20. Колокольцев Е.Н.Праздники и радости И.С. Шмелева и Б.М. Кустодиева.- Уроки литературы. №8, 2003.
21. Кураев А. «Мастер и Маргарита» - за Христа или против. М., 2004.
22. Лейдерман Н. Бремя и величие скорби («Реквием» в контексте творческого пути А.Ахматовой).- Литература в школе. №2 , 1994.
23. Лихачёв Д.С. Письма о добром и вечном. – М.: НПО «Школа» Открытый мир, 1996.
24. Лумина С. Монолог Пилата. Огонёк, № 47 – М.: 1997.
25. Любомудров А.М. Церковность как критерий культуры .Русская литература и христианство. СПб., 2002.
26 Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». - Литература в школе. №1, 5, 7 ,2002.
27. Михайлов О. Строгий талант. И.А.Бунин. М., 1976.
28. Морозов Н.Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева «Лето Господне».- Литература в школе. №3, 2000.
29. Полтавец Е.Ю.Рассказ И.Бунина «Чистый понедельник».- Литература в школе. №7, 2001.
30. Попова Е В. Духовные ценности в отечественной философии и литературе. Литература в школе. № 7, 2003.
31. Танкова Н. Урок по рассказу И.Бунина «Господин из Сан - Франциско». Литература в школе , 1996, №2.
32. Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне». - Литература в школе. №8, 1998.
33. Ханов В.А.Драма М.Горького «На дне»: идейные истоки, проблема пути. - Литература в школе.1996, №4.
34. Чепурная О.Н. Очерк И.С. Шмелева «На Святой» .«И будет еще хорошее» Литература в школе. №4, 2001.
35. Черников А.П. Опыт духовного романа. «Пути небесные» И.С.Шмелева. Литература в школе. №2, 2003.
36. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1995.
|