Меню сайта
Категории раздела
Портфолио [1]
Аналитическая информация [2]
Методические разработки [5]
Творческие работы учеников [1]
Разное [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » Методические разработки

Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе


Урок по рассказу И. Бунина

 «Чистый понедельник».

(урок-размышление)


Эпиграф:            

                                                           Благодарю Бога, что он дал мне                    возможность написать «Чистый понедельник».

                                                                                         И. Бунин.

 


 Цели урока:

- формирование у  учащихся навыка вдумчивого чтения;

- развитие  монологической речи у учащихся;

- развитие умений интерпретации художественной текста.

Задачи урока:

- подготовка к написанию сочинения в нетрадиционной жанровой форме 

( дневниковые записи от имени литературного героя);

- организация полилогической формы урока;

- расширить представления учащихся о жизни, личности и творчестве Бунина;

- дать культурологическое обозрение рассказа «Чистый понедельник» и эпохи, запечатленной в данном произведении Бунина (метапредметная задача урока).

Оформление урока:

- репродукции «московских» картин Васнецова, Нестерова и других художников;

- репродукции этнокартин начала 20 века  на тему «Масленица»;

- репродукции и фотографии  монастырей и Марфо-Мариинской обители;

- портрет И.А. Бунина.

Звуковое оформление:

- запись колокольного звона;

- запись церковного песнопения «Рождество Твое, Христе Боже…» в исполнении мужского хора Троицко-Сергиевой Лавры.


1 этап.

 Работа с понятиями. Герменевтика – наука о понимании и истолковании  текста, учение о принципах его интерпретации.  Метод синектики Дж. Гордона базируется на методе различного рода аналогий ( словесной. образной и т.д.), инверсии, ассоциаций, что помогает глубже вжиться в образ героя произведения, уловить скрытые мотивы поступков героев и раскрыть авторскую позицию гипотетическим способом.

 Постановка вопроса.

Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование текста, «правильное» прочтение  художественного  произведения?

  Ответ на  проблемный вопрос.

Возможно. Но для этого необходимо усвоить особый язык художественного мышления, исследовать индивидуальный стиль каждого автора, обобщить историко-биографические материалы, касающиеся и самого автора, и созданного им произведения. 

2 этап

Слово учителя (тезисы выступления).

 -Рассказом-загадкой многие исследователи называют «Чистый понедельник».

- Обращение к эпиграфу урока. Становится ясным то, что сам автор отводил этому произведению особое место не только в творчестве, но и в жизни.

 - Рассказ об истории создании «Чистого понедельника».

Обсуждение с учащимся ( рассуждение, размышление по вопросам)

 Вопросы:

 - Что вы думаете о названии рассказа?

 - Почему мы не узнаем имена героев при большом количестве имен собственных в рассказе?

 - Чем занимаются герои? Что скрывается за внешними событиями в рассказе?(Цитаты).

- Когда нам открывается другая, внутренняя жизнь героини?(Цитаты)

3 этап

Тезисы-выводы:

- героиня не  находит гармонии и красоты ни в современном ей искусстве, ни в обществе;

 -  в рассказе делается  противопоставление  модерна и древнерусского искусства, мирской и православной церковной культуры;

- уход героини в монастырь – поиск красоты и обретение смысла жизни;

-  у героини  чувство родины сильнее развито, чем  чувство любви. 

Слово учителя (тезисы выступления).

 - Я думаю, что и автор хотел утвердить  мысль о том, что чувство родины, любовь к ней превыше всего остального.  

 - Бунин размышляет о духовном пути России.

- Героиня пытается очистить свою душу в обращении к духовному опыту прошлого: там она находит красоту и гармонию. 

 - Может, это  символический совет автора и даже его завет всей России. 

4 этап

Анализ заключительного эпизода рассказа.

Вопрос.

 - Как вам кажется, для чего автор вводит эпизод встречи-узнавания героев в 14-ом году?

 Тезисы обсуждения.

- Россия на пороге страшных испытаний… Первая мировая, революции, гражданская война, сталинский режим, надругательство над историей и прошлым…

 - Может быть, это очищение через страдания. Испытания во имя спасения? Великий пост как время покаяния и испытания веры на прочность сменяется великим праздником.  Возможно,  в этом автор и усматривал  символический путь России…

- Показывая любовь и расставание героев, Бунин размышляет над историей своей родины.

 Тезисы, предваряющие вывод

- Вспомним «Антоновские яблоки» и особенный, бунинский язык произведения: изображая осень, автор грустит об угасании дворянской эпохи, прощается с ней. 

- Финал рассказа «Антоновские яблоки» - размышление об историческом пути России. 

- Через 44 года он размышляет о духовном пути России и создает свой «Чистый понедельник», который многие по праву называют «маленьким шедевром большого писателя».

- Историко-философский план произведения соотносится с размышлениями героини о России.

- Историко-биографические материалы доказывают это.

5 этап

Вывод. 

 «Чистый понедельник» Бунина – рассказ не только о любви, но и о России.

Домашнее задание: создайте дневниковые записи  от имени героини рассказа И. Бунина " Чистый понедельник", используя материалы произведения и знания об исторической эпохе.


 

Категория: Методические разработки | Добавил: rej-man (02.02.2014)
Просмотров: 2000 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz