Урок литературы в 11 классе
Образ матери
в повести Лидии Чуковской «Софья Петровна» и поэме Анны Ахматовой « Реквием»
Цель урока: сопоставить образ матери в повести Лидии Чуковской «Софья Петровна» и поэме Анны Ахматовой « Реквием».
Сопутствующие цели и задачи урока:
формирование навыка поэтического анализа текста и исследовательской работы над текстом;
развитие навыка монологической и диалогической речи;
расширение знаний об эпохе тоталитаризма, творческой истории произведений, духовном облике Ахматовой и Чуковской, о контекстных связях их творчества.
Тип урока: лекция с элементами семинара и полилога.
Оборудование урока:
- образ Богоматери у распятого Христа;
- портреты Ахматовой и Чуковской;
- выставка иллюстраций к повести Лидии Чуковской «Софья Петровна» и поэме Анны Ахматовой « Реквием»;
- возможно использование презентации и музыкальное сопровождение монологов или чтения отрывков из произведений.
Вступительное слово учителя.
Мама… Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе. Многие писатели и поэты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери. Наш урок посвящен сравнению образов матери в двух произведениях: повести Л.Чуковской "Софья Петровна” и поэме А.Ахматовой "Реквием”. Почему именно эти произведения? Во-первых, эти произведения созданы в одно время - 30-40 годы XX века. Во-вторых, их авторы – женщины, матери, пережившие ужас сталинского террора. Ахматова плакала, когда Чуковская читала ей "Софью Петровну". А «Реквием» самой Анны Андреевны стал поэтическим приговором эпохе расправы над человеком и всем человеческим.
Ахматова и Чуковская – современницы и два великих символа мужественной женщины 20 века. Духовное противостояние тоталитаризму – их общая позиция. Судьбы Ахматовой и Чуковской переплетены и отчасти выражают путь всей русской интеллигенции 20 века. О том, как проходили их встречи, о том, как делили горе эти две незаурядные женщины, можно узнать из "Записок об А.Ахматовой" Лидии Чуковской. Послушайте….
(Чтение отрывка «Записок об Анне Ахматовой», музыкальное сопровождение)
"4 февраля 1940 год"."Сегодня у меня большой день. Я читала Анне Андреевне свои исторические изыскания о Михайлове: "повесть о М. Михайлове была мною задумана в 37-ом году. Толчком для этого замысла послужила заметка Герцена под названием "Убили" – о гибели поэта по каторге.Я начала собирать материал. Но о Михайлове я так и не написала, а написала "Софью Петровну" – повесть о 1937 годе …"в прямую" о нем и идет речь.Я читала дома и, читая, все время чувствовала стыд за плохость своей прозы. Читать – ей! Зачем я это затеяла? Но податься уже некуда, я читала.Первую половину, мне кажется, она слушала со скукой. Я сделала перерыв, мы попили чайку. Вторую половину она слушала внимательно, не отрываясь, и как мне казалось, с большим вниманием. В одном месте, мне кажется, она даже отерла слезы, но я не была в этом уверена, я читала, не поднимая глаз. Всё это длилось вечность, длинная, оказывается, история! Когда я кончила, она сказала: "Это очень хорошо, каждое слово, – правда".В половине третьего ночи я отправилась её провожать. Путешествие на этот раз было трудным, словно по кругам ада". Я проводила её до дверей комнаты.Спасибо, что вы терпели, вы все выслушали, - сказала я ей на прощанье….»
Как вы думаете, что ответила ей Ахматова?( Слушаем ответы учеников. Удивительно, но практически всегда дети «угадывают» то, что Ахматова плакала и поделилась этим со своей подругой…)Почему?( Свободное обсуждение.)
Продолжение лекции.
Л. К. Чуковская – человек, осознававший свою неразрывную связь с культурой, традициями русской литературы. Для нее процесс созидания, хранения, сбережения памяти – это один из важных путей спасения через преодоление временного; желание запечатлеть свою боль, разделив ее со всеми, осознавая свою боль как всечеловеческую.
Проведя в страшные годы «ежовщины» семнадцать месяцев в тюремных очередях, А. А. Ахматова создает мемориал всем жертвам сталинской тирании ‑ поэму «Реквием», запечатлевая черты времени со всей его чудовищной жестокостью, преображая неизбывные страдания в художественном слове. Их героини - это в определенной мере психологическая калька их самих в минуты испытаний. И в героине «Реквиема» и в Софье Петровне немало от автора. Для Анны Ахматовой прочитанное Лидией Чуковской до боли знакомое, до слез в глазах, до удушающего комка в горле…. Поэтому она, как никто другой в тот момент, понимала Чуковскую…
Назовите факты из жизни Ахматовой и Чуковской, сближающие их самих и прочитанные произведения. (Ответы учащихся)
Итак, перед нами произведения двух разных авторов. Произведения написаны в 30-40 годы XX века и рассказывают о страшной трагедии не только отдельного человека, но и всего народа. И все же почему в центре внимания и Чуковской, и Ахматовой - судьба матери, потерявшей сына?
Слово предоставляется докладчику. ( Доклад по индивидуальному заданию)
Лидия Корнеевна писала: «В качестве главной героини я избрала не сестру, не жену, не возлюбленную, не друга, а символ преданности – мать. Моя Софья Петровна теряет единственного сына. В нарочито искаженной действительности все чувства искажены, даже материнское, ‑ вот моя мысль…»
Страшным ударом становится для Софьи Петровны сообщение Алика об аресте Коли. Ради сына мать готова сейчас же бежать куда-нибудь и разъяснять это чудовищное недоразумение. Она готова сию же минуту ехать в Свердловск и поднять на ноги адвокатов, судей, прокуроров, следователей. Она надеется, что произошла ошибка, что скоро всё выяснится, что Колю отпустят и он постучит в дверь квартиры, но этого не происходит. Мать проходит по кругам ада.
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках.
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною, -
Эти строки из "Реквиема" А.Ахматовой как нельзя лучше характеризуют психологическое состояние Софьи Петровны, которая постепенно начинает осознавать глубину трагизма происходящих событий. Она стоит в тюремных очередях, пытается попасть на прием к следователю, узнает, что сын находится в тюрьме и ему предъявлено обвинение, затем ей становится известно, что сына куда-то отправили. Лишь потом она понимает, что значит формулировка "десять лет дальних лагерей". Читая эту повесть, я почувствовала ужас происходящего: мать, великолепно зная своего сына, начинает сомневаться в его невиновности. В отчет на слова Алика "о каком-то колоссальном вредительстве" она отвечает: "Но ведь Коля сознался…" Я считаю, что главной причиной такого поведения матери является слепое доверие тем, кто управляет государством, наивная вера в то, что эти люди руководствуются только нравственными законами. Не случайно Л. Чуковская говорила, что повесть написана о слепоте общества. В конце повести мы видим другую мать, прозревшую, осознавшую, что её никогда не доказать невиновность сына, следовательно, матери незачем жить. Мы становимся свидетелями последней сцены: мать читает письмо сына со словами страшной правды. Мы понимаем, что за нравственной гибелью последует физическая смерть матери…
Вопрос к аудитории: Как автору удается раскрыть «чудовищную» перемену в Софье Петровне? С помощью противопоставления… Сравните 2 портрета героини: в начале повести и через год после ареста сына (работа с группами)
1 группа
В начале повести это бодрая, живая женщина, которая нравится себе и чувствует свою значительность: "Распределять работу, подсчитывать страницы и строчки, скалывать листы ‑ все это нравилось Софье Петровне... Она стала завивать свои рано поседевшие волосы и во время мытья добавляла в воду немного синьки, чтобы они не желтели. В черном простом халатике ‑ но зато в воротничке из старых настоящих кружев, с остро очиненным карандашом в верхнем кармане, она чувствовала себя деловитой, солидной и в то же время изящной. Машинистки побаивались ее и за глаза называли "классной дамой".
2 группа
Пройдет только полгода, и уже ничто не напомнит нам прежнюю Софью Петровну. "...Она не встала с постели. Ей больше незачем было вставать. Не хотелось одеваться, натягивать чулки, спускать ноги с кровати. Беспорядок в комнате, пыль не раздражали ее... Изредка она откидывала одеяло и простыню и смотрела на свои ноги: огромные, отекшие, как водой налитые".
Вывод.
Софья Петровна в начале повести и в конце ‑ это два человека, которые не узнали бы друг друга, окажись они рядом, лицом к лицу. Через год после ареста сына "из зеркала смотрела на нее сморщенная старуха с зелено-серыми седыми волосами".
Почему это произошло?
Учитель:
Героиня раздавлена государственной машиной произвола и беспредельной жестокости. В мире лжи она теряет чувство реальности и начинает не только разрушаться физически, но и сходить с ума. Но что страшнее: ее физическое или духовное «перевоплощение»? Безрассудство сломленной женщины показано в эпизоде сожжения письма. Здесь пафос разоблачения государственного преступления против человека достигает особого накала : "Софья Петровна бросила огонь на пол и растоптала ногой".
«Бросила» и «растоптала»… Как невероятны эти слова… И как точны…. «Софья Петровна подожгла и бросила на пол письмо ‑ то самое письмо сына из заключения, которое она ждала ежедневно, круглосуточно год и два месяца неостывающим ожиданием, живя только ради этого ожидания. Но растоптала она не просто подожженное письмо ‑ она растоптала именно огонь ‑ огонь собственной души, огонь жизни, огонь надежды. Софья Петровна бесконечно верила в силу разума и логики, в справедливость происходившего вокруг. Но угасает вера, мертвеет и гаснет душа ‑ как растоптанный огонь» (Л. Маллер).
А как еще можно оценить поступок Софьи Петровны? (Обсуждение с учащимися)
Предложить одну из интерпретаций: « … сжечь-то Колино письмо для матери равносильно самосожжению. Отречению от сына и от себя самой. Отказу от последней надежды. Безгранично горе матери, отдавшей сына войне. Безутешно горе матери, потерявшей сына из-за тяжелой болезни, стихийного бедствия. Погибни Николай на войне, от обвала в горах, сердечного приступа ‑ Софье Петровне было бы легче...» (М. Кораллов)
Есть ли какое- либо символическое значение этого эпизода?
Варианты интерпретации: Образ огня – образ света… Этот эпизод символизирует погасший разум доведенной до такого состояния женщины, падение во тьму…
Слово предоставляется докладчику.
( Доклад по индивидуальному заданию)
"Это был обряд: рука, спички, пепельница – обряд прекрасный и горестный", - автором этих слов является Лидия Гинзбург, и относятся эти слова уже не к Софье Петровне, героине повести Л.Чуковской, а к совершенно другой, реальной женщине – А.А.Ахматовой, которая с 1934-1940 гг. работала над поэмой "Реквием", в которой звучит горький плач матери. Лидия Гинзбург вспоминала, что после ареста сына, Льва Гумилева, А.А. Ахматова "жила как завороженная застенком", читая шепотом стихи из "Реквиема". Она просила запомнить их, а клочок бумаги, на котором они были записаны, тут же сжигала, так как сама ожидала ареста. Работа над поэмой была закончена только в 1962 году. Кажущаяся не цельность объясняется не только разорванным во времени написанием, но и многообразием ритмов, в художественных целях использованных Ахматовой. Но тема поэмы одна – судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочасовых очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима. В "Посвящении" к поэме Россия предстает длинной очередью перед "каторжными норами" тюрем с их постылым скрежетом ключей и тяжелыми шагами охранников:
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Лирическая героиня "Реквием" очень необычна, она имеет три лика, выступает в трех образах, которые перетекают друг друга, а каждая из ролей автора мотивирует отдельную сюжетную линию. А теперь обратимся к сюжету. Каковы же его особенности? Н.Л. Лейдерман в работе "Бремя и величие скорби" говорит, что в "Реквием" не один, а три сюжетных пласта, они как бы лежат друг на друге, и каждый последний просвечивает сквозь предыдущий. Первый Сюжет – это сюжет ареста и осуждения сына. Здесь всё сверхреально: арест – тюрьма – приговор. "Уводили тебя на рассвете", 17 месяцев кричу…", "Я увидела верх шапки голубой"… Второй сюжет – это сюжет материнского плача, и он строится в соответствии с традициями обрядовой поэзии. А. Ахматова не пропускает ни одной фазы похоронного обряда…
"Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад";
Как плач при выносе:
"Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе…";
Как плач при опускании гроба: "И упало каменное слово/ На мою ещё живую грудь…"
Как поминальный плач: "Опять поминальный приблизился час".
Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего: "За тобой, как на выносе, шла" …. Сравнения: плакали дети, свеча, холод иконки, пот на челе… Материнское горе выражается при помощи образа воя, плача и при помощи образа слезы. Появляется образ- действие :"под кремлевскими стенами выть". Эти слова рождают исторические ассоциации – вспоминается картина Сурикова "Утро стрелецкой казни". С конца 20-х и до конца 30-х годов Сталину льстило сравнение его тоталитарного правления со временами Петра Великого. Жесточайшее подавление стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. В 1935 году она поехала в Москву, чтобы передать письмо Сталину. Для этого нужно было прийти к десяти часам утра к кремлевской стене.
Между поэмой "Реквием" и устным народным творчеством существуют близость. Но в фольклоре образ слезы "горючей", а у Ахматовой – "горячей слезой новогодний лед прожигать". "Горячая" слеза Ахматовой не столько горькая, оплакивающая, сколько способная растопить все преграды, обжечь жаром сердца, ощущением сиюминутного горя.
Существует ещё один сюжет "Реквиема" – это сюжет болезни матери. Цепь плачей матери превратилась под пером Ахматовой в изощренный психологический сюжет – в исповедь – самоанализ душевного состояния матери, проходящей по всем кругам адских мук утраты своего сына.Особенности сюжета: сюжет об аресте и осуждении сына, сюжет о материнской скорби, сюжет о болезни матери как «соумирании». (Обсуждение с учащимися основных тезисов выступление докладчика.).
Выступление учителя.
«Реквием» Ахматовой возвращает нас к библейской истории Девы Марии и Христа, истории верности, преданности, веры, мужества, подвига, истории материнства как призвания, истории настоящей любви. Прямое обращение к евангельской проблематике – является кульминацией. Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страданий матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии; страдания сына с муками Христа, распятого на кресте.
В первом четверостишии в центре внимания "треугольник" – "Святое семейство": Бог-отец, Богоматерь и Сын Человеческий. Во втором четверостишии появляется другой "треугольник": Возлюбленная, любимый (окаменевший Петр («камень»)) ученик и любящая мать:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Горе возлюбленной экспрессивно, наглядно – это истерика неутешного горя женщины, горя мужчины – интеллектуала статично, молчаливо. Что же касается горя матери, то о нем вообще ничего невозможно сказать. Масштабы её страданий не сопоставимы ни с женским, ни с мужским. Это беспредельное и невыразимое горе, её утрата невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын-Бог, единственный на все времена спаситель. "Распятие в "Реквиеме" – вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.
Вывод:
В центре внимания и Чуковской, и Ахматовой женская судьба матери, потерявшей сына. Я думаю, это не случайно: именно женщина чутко реагирует на происходящие вокруг изменения. А между матерью и сыном существует ещё более тесная связь, разрыв которой причиняет страшную боль и ребенку, и матери. И Чуковская, и Ахматова показывают, как по вине чудовищных обстоятельств нарушается естественный ход жизни: сын оказывается под угрозой смерти раньше матери, а мать становится почти свидетелем страданий и гибели сына, её кровиночки. После этого мать не может жить в мире, в котором нет сына, поэтому и героиня повести, и героиня поэмы обречены на смерть физическую, которая последует вскоре вслед за моральной гибелью. Авторы не рисуют картину смерти матери, но, привлекая наше внимание к художественным деталям, дают нам возможность понять глубину потрясения, переживаемого героинями.
Домашнее задание:
Напишите письмо героине повести Чуковской "Софья Петровна”….(« Я защищаю…»)
Напишите «обвинительный приговор» тоталитарному режиму, привлекая материалы этих произведений… ( « Я обвиняю…»)
Напишите читательский дневник воспоминаний по мотивам этих произведений (« Я помню…» )
|