Методическая разработка. Интеграция урока литературы в процесс подготовки к ЕГЭ по русскому языку (реализация метапредметных связей). При подготовке учащихся к выполнению задания части С следует обратить внимание на емкие по содержанию и сложные по поднятой проблематике тексты, в которых автор не выразил четко ни главной проблемы, ни собственной позиции. «Мерцающий» смысл таких текстов предполагает, что читатель должен додумать, по-своему осмыслить, интерпретировать прочитанное. А это требует от учащегося не только художественного чутья, но и определенного навыка, а также осведомленности в разных вопросах, преимущественно гуманитарной направленности. Необходимо отметить и то, что в определении главной проблемы и авторской позиции немаловажную роль играет и субъективный фактор. Поэтому ученику надо тщательно продумать доказательную часть своей работы, то есть подобрать и верно использовать аргументы. Сейчас рекомендуется использовать аргумент из литературы. И именно при таком подходе урок литературы становится важной ступенью в подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Тем более, что опыт интерпретации художественного текста тоже формируется на уроках литературы. Из предложенных Федеральным центром тестирования материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку можно выделить те, в которых использовалась публицистика А. И. Солженицына. Хочу обратить ваше внимание на один из текстов: Кто хочет увидеть единым взором нашу недотопленную Россию, не упустите возможность посмотреть на эту колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного города Калязина, близ Гостиного двора, и на площади к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своем восьмом веку будет невежественной волей самодурных властей утоплен на две трети в Волге: все бы спасла вторая плотина, да поскупились на нее. Но осталось от утопленного города высостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего. А колокольню почему-то не свалили. Даже не тронули. И вот стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху. Стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, луковкой и шпилем – в небо! И еще на шпиле – каким чудом?- крест уцелел. От крупных волжских теплоходов шлепают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют пассажиры. Бродишь по грустным, уцелевшим улочкам с покосившимися домишками поспешно переселенных. Полузамерший, переломленный, недобитый город с малым остатком прежних отменных зданий. Но у покинутых, обманутых тут людей нет другого выбора, как жить. И жить здесь. И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить. А.Солженицын.
Именно этот текст вызвал у моих учеников сравнительно серьезные затруднения при выполнении задания части С на дополнительных занятиях по подготовке к ЕГЭ. Моя цель – помочь своим ученикам написать сочинение именно по этому тексту. Эту цель я реализую поэтапно. 1 этап. Лекция. Рассказ о личности и жизни А. И. Солженицына. Использую видеоматериалы, рассказываю о личной встрече с писателем в 1997 году. Акцентирую внимание на Солженицыне как на публицисте, гражданине, православном человеке и борце за права человека. (Биография Солженицына может быть представлена в виде доклада ученика и видеопрезентации.) Для чего это нужно? - Это поможет ученику написать вступление, выразив свое отношение к великому писателю современности. - Знакомство с идеологией писателя поможет ученику лучше понять и растолковать позицию автора по высказанной в тексте проблеме. Записываем развернутые тезисы лекции: - Александр Солженицын известен в мире как правозащитник, непримиримый противник тоталитаризма и великий писатель-гуманист; - в современном мире его имя стало ассоциироваться с Россией диссидентской, свободолюбивой и духовно возрождающейся; - в России писатель известен как сторонник идей православия; - Солженицын как в художественной прозе, так и в эссеистике внимателен к богатствам русского языка (автор использует редкие слова из словаря Даля, индивидуально-авторские слова, создает особый стиль русской художественной речи; его исследования в области истории языка увенчались отдельно изданным «Русским словарем языкового расширения»); - Солженицын – патриот России, горячий поклонник русской духовной и поэтической культуры. 2 этап. Лекция. Рассказ об истории Храма Христа Спасителя.
Примерный текст лекции (по материалам Интернета): 25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели". Автором первого проекта храма был архитектор Александр Витберг. Согласно его плану, местом возведения храма Христа Спасителя должны были стать Воробьевы горы, а сам собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Храм был торжественно заложен в 1817 году, однако планам Витберга не суждено было воплотиться в жизнь: горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, а Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, и вовсе нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. Вместо него в 1832 году архитектором храма Воскресения Христова был назначен Константин Тон. Храм решено было возвести на месте бывшего Алексеевского женского монастыря. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой. На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи. В плане собор представлял собой равноконечный крест. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек. Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы - В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской. По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. На стены галереи были вмонтированы мраморные доски, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат. Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде про проклятие монахини. Величественный храм вызывал раздражение Советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна"Москва". Бассейн "Москва" просуществовал 30 лет. В конце 1980-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя, а в июле 1992 года Президент России Б. Н. Ельцин издал указ о создании Фонда возрождения Москвы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, на первом месте стоял Храм Христа Спасителя. Благодаря невероятно стремительным темпам ведения строительных работ уже в 2000 году полностью воссозданный храм был освящен. Использование фото- и видеоматериалов. Обсуждение с учащимися. Для чего это нужно? - Это поможет ученику правильно подобрать и использовать аргумент для сочинения. - Иллюстрация преступлений тоталитарного режима и исторической переоценки событий поможет ученику лучше осмыслить указанный выше текст. Записываем развернутые тезисы лекции: - суть идеи воздвижения этого храма в Москве в 19 веке ( не просто православный храм , а храм-памятник, памятник погибшим в Отечественной войне 1812 года); - уничтожение Храма в 1931 году как одно из жутких преступлений эпохи «сталинизма»; - духовно-историческое значение восстановления и открытия Храма Христа Спасителя на рубеже 20 и 21 вв.. 3 этап. Семинар. Обсуждение повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Составление списка тем и проблем, поднятых в произведении, и их актуализация относительно текста Солженицына. Классификация эпизодов (составление мини-словариков): - эпизод на кладбище (духовно-нравственные проблемы, тема памяти, проблема бережного отношения к могилам предков); - эпизод прощания Дарьи с домом, с Матерой (духовно-нравственные проблемы, тема малой родины, проблема духовной связи человека со своими корнями); - эпизод «ликвидации» царского лиственя, не давшегося в руки «исполнителям» (нравственно-философский смысл эпизода, актуализация относительно текста Солженицына). Вопросы обсуждения: - роль христианских образов и мотивов в повести; - символика финала повести. Для чего это нужно? - Это поможет ученику правильно подобрать и использовать литературный аргумент для сочинения. - Анализ эпизодов и обсуждение вопросов поможет верно ориентироваться и в проблематике текста Солженицына. - Лексика обсуждения, моделирование высказываний при анализе эпизодов поможет ученику доходчиво и четко сформулировать свои суждения. 4 этап. Подготовка к сочинению. Составление тезисного плана по идейно - тематическому содержанию текста Солженицына. Задание выполняется самостоятельно учащимися, а затем корректируется и составляется примерный единый тезисный план сочинения. Вступление: - слово о Солженицыне как уникальном явлении современной литературы в частности и мирового сообщества в целом (см. конспект лекции о Солженицыне). Проблема, поднятая автором в тексте (К1) - проблема сохранения духовно-исторической памяти народа – одна из главных в этом тексте. Комментарий (К2): - образ непокоренной, несломленной России реализуется в православном христианском символе – образе колокольни; - в тексте «звучит» тема памяти, тема героического исторического прошлого, поднимается проблема духовности; - духовное возрождение России автор усматривает в тесной связи русского человека с православной традицией; - автор осуждает преступления тоталитарного режима. Авторская позиция (К3): - автор считает, что пренебрегать духовно-историческим опытом прошлого безнравственно и опасно; - автор призывает к бережному отношению к истории своего Отечества и духовному единению нации, верит в возрождение России, а также предостерегает нас от ошибок страшной эпохи. Аргументация собственного мнения по проблеме(К4): - история Храма Христа Спасителя – яркий пример из моих знаний и жизненных наблюдений, подтверждающий мою собственную позицию по этим вопросам (использовать как аргумент №1; см. материалы лекции о Храме Христа Спасителя); - повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» наталкивает на такие же размышления, что и текст Солженицына, и воздействует на духовно-нравственную позицию читателя (использовать свой читательский опыт и привлечь в качестве аргумента №2 материалы произведения, см. материалы семинара). Заключение (тезисы, вариативность вывода) : - гражданская и христианская позиция писателя Солженицына как вклад в дело возрождения России; - роль художественной литературы, публицистики, средств массовой информации в формировании отношения к духовно-исторической памяти нации в современном обществе; - актуальность рассмотренных проблем в контексте мировых событий и т.д.
Практическая ценность именно такого варианта работы с заданием части С заключается, на мой взгляд, еще и в том, что у учащихся моделируется «алгоритм размышления», формирующий опыт филологического поиска, помогающий верно построить развернутое высказывание и успешно справиться с заданием С.
|